Вторник, 30.04.2024, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Сайт учителя русского языка и литературы
Ворониной Нины Николаевны

Каталог статей


программа по краеведению-2
Пояснительная записка
Программа по курсу «Краеведение» для 7 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» №122-ФЗ (ст. 32);
-Устава МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»;
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» от 30.08.2010 г. №131;
- Образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 3-11 классов на 2012-13 учебный год;
В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.
Необходимость преподавания курса «Краеведение» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.
Изучение курса «Краеведение» в нашей программе опирается в первую очередь на различные виды музейной деятельности.
Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль.
Музей – значимая часть социальной среды школы, база творческой деятельности и научно-исследовательской работы, во многом решает задачи профессионального самоопределения учащихся.
Школьный музей – одно из действительных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности, формированию общей культуры, воспитанию общей культуры, воспитанию высоких гражданских чувств любви к Отечеству.
Цель изучения курса: обеспечить условия для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.
Задачи:
· укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;
· формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы;
· развитие личности и творческой активности детей;
· развитие творческих способностей в процессе погружения в нравственный, духовный, исторический, опыт поколений;
· воспитание культурного человека – патриота своего края.
Курс «Краеведение» введен в школьный компонент учебного плана школы. Обучение ведется в 7 классе, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской деятельности учащихся.
Моделью образовательной деятельности краеведения предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, воспитательной работы. Она последовательно реализуется во всех концентрах школы. Концептуальной основой модели является система ценностно-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности. Ею определяются выбор образовательных технологий и оценка результатов при оперативном и итоговом контроле.
Принципы образовательной деятельности:
· субъективностьвосприятия;
· самоактуализация;
· дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
· право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
· разноплановость творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса «Краеведение» учащиеся должны владеть следующими знаниями и умениями:
Музеи: Знать понятие «музей» как место погружения в прошлое, как место хранения предметов. Понятие «культура поведения». Знать правила поведения в музее. Понятия «архивариус», «экскурсовод», «поисковая группа», «коллекция», «музейное дело», «экспонат»
История родного края: Знать понятие «краеведение». Методы познания. Комплексный характер исследования. Хронологические рамки. Видеть географию исследований. Понятие краеведческих методов познания родного края: экскурсия, поход, работа в библиотеке, опрос населения, анкетирование, интервьюирование.
Встречи с интересными людьми. Уметь готовиться к походу (цель, изучение района похода, разработка конкретного маршрута, выполнять краеведческое задание, отчет); экскурсия (цель, выбор маршрута, программа оформления отчета). Уметь проводить опрос населения: разработка анкеты, правила единой записи, адреса собеседников.
Домашний музей: Сущность понятия «домашний музей». Память поколений. Уметь составлять родословную своей семьи. Семейный фотоальбом. Фотографии родственников – участников Великой Отечественной войны, работников тыла. Знать правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др.
Экскурсионная работа: Знать понятие «экскурсия», «экскурсовод». Правила подготовки к экскурсии. Уметь проводить тематические экскурсии в школьном музее («Они сражались за Родину», «Победа ковалась в тылу»). Уметь чертить карту - маршрутный лист, составлять текст экскурсии, знать правила поведения в музее.
Вахта Памяти: Знать историю школьного уголка Боевой Славы. Уметь производить комплектование, учет, хранение экспонатов. Патриотизм. Знать понятия «Книга памяти», «обелиск», «мемориал». Идеалы гуманизма, милосердия. Культура почитания памяти павших, почитание здравствующих ветеранов войны и труда. Дни воинской славы.
Уметь проводить анкетирование, интервьюирование, фотосъемку.
 
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Музей истории Бурятии имени М. Н. Хангалова. Сборник статей. Выпуск второй. Улан-Удэ, 1999 г
2. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану/под общей ред. Т. Б. Табардановой. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998 г
3. Чернакова О. И. Программа курса «Школа музейной культуры», Сузунский краеведческий музей Новосибирской области
4. Абзаев Ж. М., Воронина Н. Н., Гаськова Т. В. «Село, в котором мы живем - Могойто». Улан-Удэ, изд. «Юхта», 2010 г
5. Школьный музей. Сборник документов. М., 1987 г
6. Этнографический музей народов Забайкалья. Сборник. Улан-Удэ, 1987 г
Категория: Мои статьи | Добавил: Ника (04.10.2012)
Просмотров: 1077 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0