Суббота, 04.05.2024, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Сайт учителя русского языка и литературы
Ворониной Нины Николаевны


09:09
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словами А. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
Цель моей профессиональной деятельности напрямую согласуется с целями деятельности нашего образовательного учреждения, которое реализует программу развития «Школа здоровья», а именно: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
Цель определила следующий круг задач: 1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;
2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития;
3) создавать условия для психологического комфорта на уроке, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни.
    На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы, поэтому, на мой взгляд, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся. Данные проблемы обозначили выбор, изучение и внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий обучения.
   В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная, технология проблемного преподавания, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс на уроке и во внеурочной деятельности. 
    На уроках и во внеурочное время для активизации познавательной деятельности учащихся применяются различные формы организации. Каждый урок разрабатывается с учетом эффективного использования времени учащихся, для достижения данной эффективности способствуют целесообразно подобранные методические приемы, методы и средства обучения 
   Для повышения уровня познавательного интереса обучающихся был детально изучен и использован компетентностный подход, так как качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством понятия компетенции. Данный подход обусловлен требованием нашего времени. Путем анализа предметных образовательных сфер и их соотношения с социокультурной ситуацией я пришла к выводу, что необходимо выделить и отрабатывать следующие типы предметных компетенций: информационная, психологическая, коммуникативная, социальная, культуроведческая. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются и дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности. Исходя из этого, компетентностный подход к обучению учащихся для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования.
     Для формирования целостной картины мира у учащихся проводятся интегрированные уроки, в основу которых положена связь с такими видами искусства как кино, театр, живопись, музыка и т.д. Также осуществляются межпредметные связи с такими учебными предметами как история, информатика и др. 
        Педагогическая диагностика уровня развития учащихся также осуществляется на основе индивидуальной образовательной программы, являющейся траекторией развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга. Учителя, психологи, родители изучают динамику и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития. Используются опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, анализ творческих работ учащихся и выполнения ими тестовых заданий, наблюдение.
    Для эффективности учебно-воспитательного процесса и для достижения вышеуказанных целей необходим постоянный поиск новых форм и методов организации учебной и внеклассной работы, поэтому мной разработаны авторские элективные курсы:
Ø программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Удивительное рядом… Практическая орфография»;
Ø программа элективного курса по литературе «Древнерусская литература в контексте культуры»
Ø программа факультативного курса «Абсолютная грамотность»
    В рамках реализации программы «Одаренные дети» в соавторстве с учителями м/о гуманитарного центра разработан проект программы ШНО.  Направления работы ШНО:
Ø Участие в олимпиадах по предмету;
Ø Организация исследовательской деятельности учащихся;
Ø Организация проектной деятельности учащихся;
       Диагностика производится в течение всего учебного года и даёт возможность учитывать индивидуальные особенности детей, планировать, корректировать и анализировать свою деятельность. За последние три года при годовой успеваемости 100% по русскому языку и литературе, качество знаний по русскому языку в 2007-2008 уч. г. – 50%, в 2008 – 2009 уч. г. – 55%, в 2009 – 2010 уч. г. – 56% ; по литературе в 2007 – 2008 уч. г. – 55%, в 2008 – 2009 уч. г. – 69%, в 2009 – 2010 уч. г. – 68%.
      Средний балл итоговой аттестации в формате ЕГЭ в 2009 году составил 73 балла, в 2010 году – 56 баллов (раздел 3). Достичь высокого уровня грамотности, свободного владения языком в различных сферах жизни – задача рудная.                    
       Незаменимым помощником в этом нелегком деле стал для моих учеников индивидуальный справочник «ИЛИ», предназначенный для работы над ошибками. Авторы этого справочника А. Б. Буяновер и В. Э. Дубровский.
      Полученные результаты достигнуты благодаря методике «Диктант на 5+», которая применяется на протяжении 5 лет и основана на распознавании орфограмм, что способствует развитию умения и навыков выделять правильно условия выбора орфограмм. 
      Результативность работы определяется также степенью участия учеников в школьных, муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах. За последние три года мои ученики приняли участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, мероприятиях.  Участие в мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.
       Опыт работы с детьми показывает, как важно уделять значительное внимание созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученикам свою открытость для общения, стараюсь подтвердить то «ощущение» знаний, которое высказывает ученик, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Ученики активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений, утверждений и двусмысленных вопросов, задавать наводящие и перспективные вопросы, обеспечивать обратную связь.
       Важным направлением своей педагогической деятельности я считаю как изучение опыта работы коллег, так и представление собственного на школьном, муниципальном, республиканском и всероссийском уровне:
а) Апрель 2007 – районный семинар учителей русского языка и литературы – проведен открытый урок по русскому языку в 9 классе «Ассоциативный анализ художественных произведений на уроках русского языка»
б) 24 – 26 ноября 2007 года – делегация из Монголии по обмену опытом. Проведен открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщающее слово» (Изучение нового материала)
в) Апрель 2010 - районный семинар заместителей директоров по учебной работе – урок литературы в 6 классе «Братство звезд, зверей и людей» (по повести А. Платонова «Неизвестный цветок»)
г) выступление на МО учителей гуманитарного центра «Познавательная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Просмотров: 8608 | Добавил: Ника | Рейтинг: 4.7/11
Всего комментариев: 2
2 Ника  
0
Благодарю за оценку моего труда! Аттестацию проходила в декабре 2010 года

1 Светлана  
0
Нина Николаевна, спасибо! Огромная работа, молодчина!

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0