Пятница, 17.05.2024, 12:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Сайт учителя русского языка и литературы
Ворониной Нины Николаевны

Блог


08:58
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка
 
Методика «Диктант на 5+»
Достичь высокого уровня грамотности, свободного владения языком в различных сферах жизни – задача трудная. Незаменимым помощником в этом нелегком деле стал для моих учеников индивидуальный справочник «ИЛИ», предназначенный для работы над ошибками. Авторы этого справочника А. Б. Буяновер и В. Э. Дубровский.
Методика «Диктант на 5+» применяется мной на протяжении 5 лет и основана на распознавании орфограмм, что способствует развитию умения и навыков выделять правильно условия выбора орфограмм.
Все мы знаем, что личностно-ориентированное обучение, к которому стремится каждый преподаватель, невозможно без индивидуального подхода к ученикам. Все они обладают различными параметрами личности, поэтому обучение по одним и тем же программам и одними и теми же способами приводит к тому, что многие из учеников оказываются неспособными усвоить необходимые знания. К тому же официальные методики преподавания русского языка сводят процесс работы над ошибками лишь к типичным случаям, выводя из поля зрения те ошибки, которые не вписываются в общие схемы работы. Отсюда отсутствие грамотности, без которой невозможно формирование культурной и образованной личности.
Ошибки всех типов накапливаются, переходят из работы в работу, и становятся тормозом на пути ученика к получению высшего образования. Решить эту проблему позволило введение в методику обучения русскому языку единой классификации частотных ошибок всех типов.
Индивидуальный справочник «ИЛИ» - педагогический инструмент, предназначенный помочь ученику осознавать допускаемые им ошибки и избавиться от них. Он стимулирует развитие резервных возможностей ученика, расширение и углубление его языковой компетенции.
Пользуясь классификацией как кодом, учитель во время проверки (правки) ученических работ (диктантов) рядом с общепринятыми исправлениями, указывающими на суть ошибки, ставит ее кодовое обозначение, вступая в диалог с учеником о конкретных путях ее осознанного устранения. Ученик находит по кодовому обозначению определенное правило, прорабатывает его и осознанно исправляет ошибку, записывая на специально отведенном месте правильный вариант использованного им языкового средства (слова, словосочетания, предложение, отредактированного текста).
В индивидуальном справочнике «ИЛИ» представлен весь школьный курс русского языка и основные типы допускаемых учениками частотных ошибок. Справочник предоставляет возможность повторения теоретических сведений и предупреждения частотных ошибок с помощью краткого обзора основных грамматических понятий.
Логика диалога «учитель - ученик» проста: ученик ошибся потому, что не знает чего-то. Учитель ему об этом сообщает при помощи специальных кодов. Это создает условия для осознанного устранения каждым учеником каждой допущенной ошибки. С применением справочника: - удалось в значительной степени индивидуализировать обучение – легко и естественно; - появилась надежная основа для объективной оценки уровня знаний учеников; - повышается грамотность; - появляется заинтересованность учащихся в освоении новых форм обучения. Во время работы над ошибками детьми заполняется таблица:       Вид орфограммы                            Название орфограммы                                             Выбор орфограммы 
                   Буква/пробел/контакт       проверяемая безударная гласная в корне слова          Подбор однокоренного слова

Просмотров: 658 | Добавил: Ника | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0