Пятница, 03.05.2024, 01:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Сайт учителя русского языка и литературы
Ворониной Нины Николаевны

Блог


06:23
урок литературы по рассказу Б. П. Екимова "Ночь исцеления"

Урок литературы

Класс: 7

Тема: «Как важно вовремя успеть…» по рассказу Б. П. Екимова «Ночь исцеления»

Эпиграф урока: А говорили все проходит

                            И позабудется в свой срок.

                            Но боль войны жива в народе

                            И бродит, как в березе сок. (А. Селезнев)

 

Ход урока:

 

- Сегодня мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и нередко чувствуют себя забытыми и одинокими.

Сейчас выросли их дети, внуки, у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка состраданию, тепло относится к беспомощной старости, разделить боль любого живого существа, будь это человек, птица или животное. Мы будем говорить о милосердии и сострадании.

- Как вы понимаете эти слова? (милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия; сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. (по словарю С. Ожегова)

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы.

- О чем этот рассказ? Как вы объясните название? (Гриша нашел способ исцелить бабушку от ужасных снов)

- Как вы считаете, что волнует автора? (последствия войны для мирных людей, взаимоотношения двух поколений)

- Кого бы вы назвали главным героем? Почему?

Обратимся к тексту.

«.. Баба Дуня живет одна…»

- Что значит одиночество для пожилого человека?

Обратим внимание на однокоренные слова Одна – одинокая - одиночество

- Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут рлдители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них? (кричала, плакала во сне)

- Как они относились к ее болезни?

- Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам («… Совестясь, чувствовала, виноватой, горевала»)

- Что же пережила баба Дуня во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучиться?

- А вы знаете, что такое хлебная карточка? (бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери)

- Как вы думаете, можно ли было в одиночку с этой болью справиться? Как Гриша пришел к мысли, что именно он должен бабушке помочь? Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

- Как позже реагирует внук на крики бабушки во сне? (представляет, что пережила бабушка, поражен тем, что сны могли стать причиной постоянных слез)

- Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите это. (разговор по телефону с мамой)

- Что происходит в душе мальчика после разговора с мамой?

- Какова роль пейзажа в рассказе?

Пейзаж в рассказе – фон, который помогает ярче представить весь ужас снов бабы Дуни. Между зимой и войной можно провести параллель: ЗИМА – это мертвое время года; ВОЙНА  несет смерть, НОЧЬ – темное и страшное время суток. Напоминания об ужасах военного времени приходят ночью. Потому и краски в рассказе контрастные БЕЛАЯ (зима) – ЧЕРНАЯ (ночь). И вдруг ЖЕЛТЫЙ свет – свет луны как спасательный луч, освещающий путь из страшной зимней ночи. «За окном светила луна. Снег белел…»

- Какое решение нашел Гриша?

- Что чувствовал Гриша после исцеления бабушки? (его трясло, почему-то было холодно. Он плакл.)

- Кого еще жалел мальчик? (Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали)

Обратим внимание на слова повествователя «…воспоминание резануло по сердцу», «Сердце мальчика облилось жалостью и болью», «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло»

- Почему автор так часто использует слово «сердце»? (в душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому горю, страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое сердце». В нем зародилось милосердие и сострадание)

- Почему Гриша не рассказал бабушке о случившемся? Как это о нем говорит? (…Нужно делать и молчать. И придет исцеление)

- «Ночь исцеления» - так называется рассказ. О чьем исцелении идет речь? (Бабушкином - ….; произошло исцеление ВНУКА, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне.)

Писатель рисует две жизни, которые переживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул. Ночью переносится в военное время и участвует в тяжелых снах бабушки. И это ночная жизнь сейчас для него стала важнее.

- Каким теперь мы видим пейзаж?

Вернемся к эпиграфу урока. Раскрывает ли он содержание рассказа? Почему?

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию.

Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть». Выразительное чтение подготовленного ученика.

Подведение итогов.

Оценки.

Домашнее задание.


  ПРИЛОЖЕНИЕ

Борис Петрович Екимов (род. 19 ноября 1938 года)

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители – специалисты по пушнине – приехали работать. Отец – Петр Александрович – вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать – Антонина Алексеевна, недолго прожила в Иркутске со свекровью, вскоре уехала в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, куда была выслана с малолетним сыном ее родная сестра Анна – жена «врага народа». Сестры жили вместе. Муж сестры вернулся из лагеря живым, и семье разрешили выехать в Россию. Так они оказались в Донской области поселке Калаче-на-Дону, что в 80 километрах от Волгограда. Здесь писатель провел большую часть жизни и ныне здесь обитает в теплое время года.


$IMAGE1$О себе Борис Екимов вспоминает: «Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения. Читать я научился рано, видимо в 4 года с небольшим. Учительницей была соседская девочка-первоклассница. Взрослые об этом не знали до тех пор, пока однажды вечером я не начал читать им газету. Конечно, они удивились. Стали приносить мне книжки. Происходил спектакль чтения.

Первые литературные опыты относятся к началу 60-х годов. Тогда это были записи в тетрадях, на клочках бумаги: зарисовки природы, характеров, ситуаций, какие-то мысли, цитаты – сумбурные и неизвестно для чего. Наверное, зрело в душе, прорывалось.

Служа в армии последний год, попал в Подмосковье, ходил несколько раз на занятия литературного кружка в Химках. В основном слушал. Один из первых рассказов очень слабый, принес в журнал «Молодая гвардия». Рассказ был написан от руки, но взял его Владимир Сякин, заведующий отделом прозы. Он прочитал его, рассказ был напечатан в «Молодой гвардии» в том же, 1965 году. До настоящих первых рассказов лежала еще долгая дорога в добрый десяток лет, когда я по-прежнему работал электромонтером, много читал, понемногу писал»

Только в 1973 – 1974 годах появляются в «Звезде», «Нашем современнике» рассказы «Каменный человек», «Офицерша»; в московском издательстве «Современник» - первая небольшая книжка  «Девушка в красном пальто».

Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте. Выходили книги, читатели будто жаловали. Думалось, что далее легче: кончились запреты, цензура.

Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, кА обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

А. Д. Дементьев

Категория: Открытый урок | Просмотров: 5128 | Добавил: Ника | Рейтинг: 4.6/14
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0