|
Тема урока: Безударные личные
окончания глаголов
Класс: 5
Тип урока: повторительно-обобщительный
Цели урока: повторение и углубление знаний о глаголе, его
грамматических признаках,
употреблении в речи; закрепление умения правильно выбирать орфограммы
в написании безударных личных окончаний глагола; определить синтаксическую
роль глагола в предложении.
Технология: элементы технологии дифференцированного
обучения
Ход урока:
I. Вступительное
слово учителя.
Объяснить учащимся цель урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим повторение
изученного по теме «Глагол». Вспомним грамматические признаки глагола,
правописание безударных личных окончаний этой части речи.
II. Синтаксическая пятиминутка.
Услышала зима весенний перезвон в лесу и
припустила со всех ног на север.
- Синтаксический разбор предложения.
- Выпишите глагол, разберите его по
составу.
- На что указывает окончание? Какая
гласная сохраняется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-?
III. (НА ДОСКЕ) Выделить окончания глаголов, определить,
правильно ли оно написано?
Образец: реет (I)
Реет знамя, осы жалят, топором рубят, дом
строят, борются с вредителями, клеят конверт, лечат болезни, веют ветра,
сеют дожди.
РАЗБИВАЕМСЯ НА 3 ГРУППЫ
IV. Заполните таблицу
«Личные окончания глаголов».
I спряжение
Ед.ч.
|
Мн.ч.
|
1л.
|
-у, -ю
|
1л.
|
-ем
|
2л.
|
-ешь
|
2л.
|
-ете
|
3л.
|
-ет
|
3л.
|
-ут, -ют
|
I I спряжение
Ед.ч.
|
Мн.ч.
|
1л.
|
-у, -ю
|
1л.
|
-им
|
2л.
|
-ить
|
2л.
|
-ите
|
3л.
|
-ит
|
3л.
|
-ат, -ят
|
V. Прочитайте пословицы, вставьте безударные гласные-орфограммы
в окончаниях глаголов:
Поспеш..шь – людей насмеш..шь.
Больному помога..т врач, а голодному –
калач.
Встреча..т по одежке, а провожа..т по уму.
Был бы пирог, найд..тся и едок.
Был бы обед, а ложка сыщ..тся.
Выпей чайку – забуд..шь тоску.
Ворчаньем наскуч..шь, примером науч..шь.
Пожив..м – увид..м.
VI. «Четвертый
лишний»
1) Жал..т, гон..т, смотр..т, стел..т
2) -ут, -им, -ете, -ешь
3) Слышать, любить, читать, спешить
4) Унести, охранять, брить, зависеть
VII. работа по карточкам
Задание:
определить спряжение, вставить соответсвующую гласную
1 группа – ЕШЬ или ИШЬ
Стро..шь, ед..шь,
кол..шь, скаж..шь, терп..шь, мокн..шь, дыш..шь
2 группа – ЕТ или ИТ
Стро..т, скаж..т,
кол..т, терп..т, паш..т, пляш..т, посе..т
3 группа – ЕМ или ИМ
Ответ..м, пиш..м,
приход..м, посе..м, нарису..м, плач..м, выбега..м
VIII. загадки. Команда вытягивает
карточку с загадкой и задает ее другой команде, которая должна отгадать ее
IX. Анализ текста. Прочитайте текст,
вспомните изученные орфограммы, выпишите глаголы, вставьте пропущенные
буквы, выделите окончания,
определите спряжение.
Бывало – зайд..т солнце, проль..тся в
небесах огненные реки и – сгор..т, ниспадет на бархатную зелень сада
золотисто-красный пепел, потом все вокруг ощутимо темне...т, шири(т,ть)ся,
пухн...т, облитое теплым сумраком, опуска..тся сытые солнцем листья,
гн..тся травы к земле, все станов..тся мягче, пышнее, тихонько дыш...т
разными запахами, ласковыми, как музыка, - и музыка плывет издали, с поля:
играют зорю в лагерях. Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное,
освежающее, как добрая ласка матери, тишина мягко глад...т сердце теплой,
мохнатой рукою, и ст..ра..тся в памяти все, что нужно забыть, - вся едкая,
мелкая пыль дня. Обаятельно лежать вверх лицом, следя, как разг...ра..тся
звезды, бесконечно углубляя небо; эта глубина, уходя все выше, открывая
новые звезды, легко поднима..т тебя с земли, и - так странно - не то вся
земля умолилась до тебя, не то сам ты чудесно разросся, развернулся и
плавишься, сливаясь со всем, что вокруг. Станов..тся темнее, тише, но всюду
невидимо протянуты чуткие струны, и каждый звук – запо..т ли птица во сне,
пробеж..т ли еж, или где-то тихо вспыхн..т человечий голос - все особенно,
не по-дневному звучно, подчеркнутое любовно чуткой тишиной. (М.Горький,
"Детство")
ИЛИ Упражнение 593
X. проверка задания
XII. Подведение
итогов урока.
Домашнее задание: Упр.595.
|