Пятница, 03.05.2024, 00:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Сайт учителя русского языка и литературы
Ворониной Нины Николаевны

Блог


06:25
урок русского языка "Безударные личные окончания глаголов"

 Тема урока: Безударные личные окончания глаголов

Класс: 5

Тип урока: повторительно-обобщительный

Цели урока: повторение и углубление знаний о глаголе, его грамматических признаках,    употреблении в речи; закрепление умения правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глагола; определить синтаксическую роль глагола в предложении.

Технология: элементы технологии дифференцированного обучения

 

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Объяснить учащимся цель урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим повторение изученного по теме «Глагол». Вспомним грамматические признаки глагола, правописание безударных личных окончаний этой части речи.

 

II. Синтаксическая пятиминутка.

Услышала зима весенний перезвон в лесу и припустила со всех ног на север.

- Синтаксический разбор предложения.

- Выпишите глагол, разберите его по составу.

- На что указывает окончание? Какая гласная сохраняется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-?

 

III.  (НА ДОСКЕ) Выделить окончания глаголов, определить, правильно ли оно написано?

Образец: реет (I)

Реет знамя, осы жалят, топором рубят, дом строят, борются с вредителями, клеят конверт, лечат болезни, веют ветра, сеют дожди.

 

РАЗБИВАЕМСЯ НА  3 ГРУППЫ

 

IV.  Заполните таблицу

«Личные окончания глаголов».

I спряжение 

 

Ед.ч.

Мн.ч.

1л.

-у, -ю

1л.

-ем

2л.

-ешь

2л.

-ете

3л.

-ет

3л.

-ут, -ют

 

I I спряжение

 

Ед.ч.

Мн.ч.

1л.

-у, -ю

1л.

-им

2л.

-ить

2л.

-ите

3л.

-ит

3л.

-ат, -ят

 

 

V. Прочитайте пословицы, вставьте безударные гласные-орфограммы в окончаниях глаголов:

Поспеш..шь – людей насмеш..шь.

Больному помога..т врач, а голодному – калач.

Встреча..т по одежке, а провожа..т по уму.

Был бы пирог, найд..тся и едок.

Был бы обед, а ложка сыщ..тся.

Выпей чайку – забуд..шь тоску.

Ворчаньем наскуч..шь, примером науч..шь.

Пожив..м – увид..м.

 

 

VI. «Четвертый лишний»

 

1)      Жал..т, гон..т, смотр..т, стел..т

2)      -ут, -им, -ете, -ешь

3)      Слышать, любить, читать, спешить

4)      Унести, охранять, брить, зависеть

 

VII. работа по карточкам

Задание: определить спряжение, вставить соответсвующую гласную

1 группа – ЕШЬ или ИШЬ

Стро..шь, ед..шь, кол..шь, скаж..шь, терп..шь, мокн..шь, дыш..шь

2 группа – ЕТ или ИТ

Стро..т, скаж..т, кол..т, терп..т, паш..т, пляш..т, посе..т

3 группа – ЕМ или ИМ

Ответ..м, пиш..м, приход..м, посе..м, нарису..м, плач..м, выбега..м

 

VIII. загадки. Команда вытягивает карточку с загадкой и задает ее другой команде, которая должна отгадать ее

IX. Анализ текста. Прочитайте текст, вспомните изученные орфограммы, выпишите глаголы, вставьте пропущенные буквы,  выделите окончания, определите спряжение.

Бывало – зайд..т солнце, проль..тся в небесах огненные реки и – сгор..т, ниспадет на бархатную зелень сада золотисто-красный пепел, потом все вокруг ощутимо темне...т, шири(т,ть)ся, пухн...т, облитое теплым сумраком, опуска..тся сытые солнцем листья, гн..тся травы к земле, все станов..тся мягче, пышнее, тихонько дыш...т разными запахами, ласковыми, как музыка, - и музыка плывет издали, с поля: играют зорю в лагерях. Ночь идет, и с нею льется в грудь нечто сильное, освежающее, как добрая ласка матери, тишина мягко глад...т сердце теплой, мохнатой рукою, и ст..ра..тся в памяти все, что нужно забыть, - вся едкая, мелкая пыль дня. Обаятельно лежать вверх лицом, следя, как разг...ра..тся звезды, бесконечно углубляя небо; эта глубина, уходя все выше, открывая новые звезды, легко поднима..т тебя с земли, и - так странно - не то вся земля умолилась до тебя, не то сам ты чудесно разросся, развернулся и плавишься, сливаясь со всем, что вокруг. Станов..тся темнее, тише, но всюду невидимо протянуты чуткие струны, и каждый звук – запо..т ли птица во сне, пробеж..т ли еж, или где-то тихо вспыхн..т человечий голос - все особенно, не по-дневному звучно, подчеркнутое любовно чуткой тишиной.                                  (М.Горький, "Детство")

ИЛИ Упражнение 593

X. проверка задания

XII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Упр.595.

 

           

 

 

При разработке данного урока были учтены разные уровни способностей учащихся. Решить эту проблему помогают разноуровневые   задания по индивидуальным карточкам и задания в группах.

            Технология дифференцированного обучения позволяет не допускать перегрузки учащихся и способствует созданию оптимальных условий для развития способностей учащихся. На уроке были закреплены знания учащихся о глаголе, умение правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний, определять суффикс в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- , определять синтаксическую роль глагола  в предложении.

            Проведенная словарная работа также способствовала закреплению знаний учащихся. Считаю, цели урока достигнуты.

 

 

 

Категория: Открытый урок | Просмотров: 2482 | Добавил: Ника | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0