План анализа текста
- Прочитайте
текст
- Вспомните,
что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из
справочной литературы
- К
какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (художественному,
публицистическому, научному)
- Какого
типа речи текст? (описание, повествование, рассуждение)
- Определите
жанр текста. (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание,
притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.) Какое настроение преобладает
в тексте.
- Определите
тему текста
- Озаглавьте
текст. Если заглавие есть, подумайте над его смыслом (Почему именно такое
заглавие выбрал автор?)
- Разделите
текст на смысловые части, составьте для себя план.
- Как
связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические
средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или,
наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций)
- Как соотносятся начало и конец текста?
- Не каком приеме/приемах построен текст?
(сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувств, постепенное
развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность, неторопливое
созерцание и пр.)
- Отметьте основные образы текста (не
забудьте об образе автора)
- Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите
незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите
внимание на правописание этих слов;
- найдите
опорные слова в каждой части текста;
- найдите в
тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- обратите
внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов,
историзмов, неологизмов; на эмоционально окрашенные слова
(эмоционально-оценочные), на просторечные или, наоборот, слова возвышенного
стиля (зачем они употреблены автором?)
- выделите
фразеологизмы (зачем они употреблены автором?)
- обратите
внимание на средства художественной выразительности, если они применяются
автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение)
14.
Понаблюдайте над
фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных
согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс). Чего
автор достигает их употреблением?
15.
Какими
морфологическими средствами пользуется автор?
(обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или для
динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных
при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных,
выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего,
передающих удивление, восхищение и т. д.)
16.
Понаблюдайте над синтаксисом текста. (употребление
предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление
инверсий; восклицательных, вопросительных предложений; многоточие;
перечисления; прямой речи и диалога)
17.
Сформулируйте
идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что
идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу
какого-то чувства, настроения, состояния.
18.
Каково ваше
впечатление от текста?
|