Четверг, 02.05.2024, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Сайт учителя русского языка и литературы
Ворониной Нины Николаевны

Блог


06:32
анализ текста

План анализа текста

  1. Прочитайте текст
  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы
  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (художественному, публицистическому, научному)
  4. Какого типа речи текст? (описание, повествование, рассуждение)
  5. Определите жанр текста. (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.) Какое настроение преобладает в тексте.
  6. Определите тему текста
  7. Озаглавьте текст. Если заглавие есть, подумайте над его смыслом (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)
  8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.
  9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций)
  10.  Как соотносятся начало и конец текста?
  11.  Не каком приеме/приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувств, постепенное развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность, неторопливое созерцание и пр.)
  12.  Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора)
  13.  Понаблюдайте над лексикой текста:

- найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;

- найдите опорные слова в каждой части текста;

- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

- обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально окрашенные слова (эмоционально-оценочные), на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?)

- выделите фразеологизмы (зачем они употреблены автором?)

- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение)

14.               Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс). Чего автор достигает их употреблением?

15.               Какими морфологическими средствами пользуется автор?  (обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.              Понаблюдайте над синтаксисом текста. (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий; восклицательных, вопросительных предложений; многоточие; перечисления; прямой речи и диалога)

17.               Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.

18.               Каково ваше впечатление от текста?

Категория: Открытый урок | Просмотров: 591 | Добавил: Ника | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0