Пятница, 17.05.2024, 15:14
Приветствую Вас Гость | RSS



Сайт учителя русского языка и литературы
Ворониной Нины Николаевны

Блог


05:36
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: создание условий психологического комфорта на уроке, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
* создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций;
* снятие по возможности всех деструктивных стрессообразующих факторов учебного процесса;
* создание атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы;
* снятие признаков утомления с учётом особенностей динамики работоспособности через смену видов деятельности;
* создание условий для формирования личностных качеств.
   Давая знания, не отбирай здоровье…
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важная и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
  Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Структурными элементами моих уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. Предлагая домашнее задание учитель должен прокомментировать его, указать что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
В среднем звене можно на дом задавать несколько другие разноуровневые задания.
Первый уровень - для астеничных, утомленных детей;
второй уровень - для тех, кто хоть и подустал, но любит предмет;
третий уровень - для сильных.
Однако существует ряд требований к домашним заданиям школьников:
· домашнее задание должно быть посильным;
· домашнее задание не должно быть большим по объёму;
· домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока
учащиеся не научаться работать самостоятельно;
Организация валеопауз, физкультминуток.
Физкультурная пауза, несущая воспитательный момент:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
  Проводится беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении. Учащиеся вспоминают ситуации, когда улыбка их выручала, придавала силы, уверенность.После беседы ребята пишут сочинение «Улыбка - что это?»
Выдержки из работ:
Кокорина Ж.: «Улыбка – это встреча с прекрасным. Когда иногда мне грустно, то я смотрю на маму. Она всегда улыбается, и мне становится веселее».
Меньшиков А.: «Улыбка – это, когда учитель рассмеялся, похвалил за отличные знания».
  Упражнения, направленные на укрепление мимических мышц. Вся жизнь есть мера удивления. А удивляться надо учиться.
На уроках я использовала предложения, несущие вопросительную интонацию.
Ребятам необходимо было озвучить предложения и мимикой показать отношение к содержанию предложения. Тем самым непроизвольно дети укрепляли мышцы и глаз, и рта, щек, т.е. мимические мышцы. «Угадай по выражению лица». Ребята старались выразить мимикой то радость, то грусть, то удивление, то испуг. Другие угадывали. Тут же составляли предложения по тому или иному выражению лица.
Например: «За стеклом расстилается туман. Серый – серый. Скучно…» (Зверькова Настя).
Как говорят наши дети? Нечетко, захлебываясь своим дыханием, разрывая фразы, а то и слова шумными вздохами. Если ребенок научен правильно использовать возможность своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз.
Какие упражнения способствуют разработке дыхания? Эти упражнения не занимают много времени.
«Зал вздохов» С силой выдохнуть воздух (коротко, долго, с силой, слабо). Дышать коротко, отрывисто. Вдох долгий, выдох.
«Ветер и ветерок». Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) – длинный выдох (ртом).
Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Использую на уроках скороговорки, стихи – миниатюры, упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками.
Просмотров: 865 | Добавил: Ника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0